четверг, 28 марта 2013 г.

Гроссман "Жизнь и судьба"


Недавно закончила чтение книги Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Я не очень люблю тяжелые книги, стараюсь избегать их негатива и душевной тяжести после прочтения. Но эту книгу я заставила себя прочитать. Василий Гроссман непризнанный Солженицын, его книгу в 60-х годах изъяло КГБ, как затрагивающую тему лагерей и голодомора, Сталина и неизвестной части войны. 

Отрывок письма писателя Хрущеву:

«Я прошу Вас вернуть свободу моей книге, я прошу, чтобы о моей рукописи говорили и спорили со мной редакторы, а не сотрудники Комитета Государственной Безопасности.… Нет правды, нет смысла в нынешнем положении, в моей физической свободе, когда книга, которой я отдал свою жизнь, находится в тюрьме, ведь я её написал, ведь я не отрекался и не отрекаюсь от неё.… Я по-прежнему считаю, что написал правду, что писал её, любя и жалея людей, веря в людей. Я прошу свободы моей книге.»

Сохранившийся экземпляр рукописи удалось издать в Европе через 20 лет после смерти писателя. К сожалению, зарубежом эта книга более известна, чем у нас. Книгу стоит прочитать, чтобы знать свои корни, свое прошлое, не приукрашенное пионерскими зорьками и вкусной докторской колбасой.

Недавно по этому роману сняли небольшой сериал. Он вполне передает дух романа. Жаль из-за большого объема книги, в фильм не попали сцены немецкого и советских концлагерей, еврейских гетто.
Одна из самых пронзительных сцен написана по автобиографическим данным автора. Во время немецкой оккупации города Бердичева, мать писателя Екатерина Савельевна была переселена в гетто и 15 сентября1941 года расстреляна в ходе одной из акций уничтожения еврейского населения в Романовке. До конца жизни писатель писал письма своей погибшей матери. Её история будет отражёна в посвящённом ей романе «Жизнь и судьба»: мать Виктора Штрума тоже будет убита нацистами при уничтожении еврейского гетто


Комментариев нет:

Отправить комментарий