среда, 27 марта 2013 г.

О чем снимает фильмы Тарковский?

Иногда в голове возникает целый вихрь мыслей, какой-то поток сознания, который пытаюсь описать словами. Вот одно из таких впечатлений. Не судите строго киноманы и поклонники Тарковского.


О чем снимает фильмы Тарковский?
О чем пишут книги писатели?
О себе и своей жизни, той жизни, которую уже прожили или мечтают прожить. О том человеке, которого они видят внутри себя, но подозревают, что не видят другие. Но зачем показывать этого человека? Чтобы заполнить внутри одиночество, найти единомышленника, удержать кого-то от своих ошибок или чтобы не повторить их самому?

Я очень люблю иконы Андрея Рублева, особенно Троицу. Прекраснее этого образа, только улыбки и глаза детей. 


Тарковский снял длинный странный фильм про Рублева и я не смогла его понять. Как же так? Ведь я столько читала про Рублева, про его эпоху, про его стиль и житие? Фильм слишком символичен или реалистичен?
Почему Рублев не хотел рисовать Страшный суд? Возможно, потому что, то время, в которое он жил и было Страшным судом? Но люди продолжали верить в Бога, в доброе, вечное, хорошее. А сейчас? Мы слишком хорошо живем, чтобы думать о будущей жизни?



Шведский фильм Жертвоприношение о ценности нашей утренней жизни, той спокойной чашке чая и заспанных глазах близких, в которых нет тревоги и страха. Когда разрушился мир рядом, герой понимает, что потерял. Свою спокойную, сытую жизнь он проносит в жертву утреннему миру. И жертва принята: немой сын заговорил.



А Сталкер это человек-миссия. Речь не о паранормальных явлениях, а о вере, о любви. 


Сталкера спасала только любовь его жены. Она позволила «мечу пронзить свое сердце», зная, что ее муж юродивый и дети у них будут такие же. Но она решила, что лучше горькое счастье, чем не любить. И двое друзей Сталкера смотрят чистыми, прозрачными глазами на их семью, ведь такая любовь дается не каждому, это дар Божий, как талант ученого или гений художника.



Я не понимаю символов, но эти символы удалось увидеть, заглянуть в гениальность режиссера.
Скоро Страстная неделя и я буду смотреть Страсти Христовы, чтобы в мой ум проникли не слова одной главы из Писания о распятии Бога, а весь ужас содеянного увидели мои глаза. И вечный немой вопрос: «За что? и «Почему же люди такие жестокие?»


7 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Вик, я тоже люблю фильм Страсти Христовы. Не знаю, почему, наверное, чувства, появляющиеся во время просмотра этого фильма, настолько пронзительно-настоящие, что не возможно оставаться равнодушным при просмотре этого фильма.
    Мэл Гибсон очень тонко передал драму последних часов Иисуса, чего не смогли сделать другие режиссёры.
    Андрей Рублёв не зацепил так, как фильм М.Гибсона. А может быть я просто не люблю фильмы Тарковского.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ириш, я тоже не люблю Тарковского пламенной любовью, но пытаюсь его понять, переходя из одного жизненного этапа в другой, некоторые вещи становятся более понятными.
      Страсти Христовы пронзительный фильм, поищи документальный фильм о его съемках, узнаешь много интересного. Больше Страстей мне нравится конечно же "Остров" Лунгина, смотрю минимум раз полгода. Просто влюблена в этот фильм, в каждую сцену.

      Удалить
    2. Ну, Остров - это вне всего. Здесь не подходит слово обожаю, но каждый раз переживаю.
      Какая игра, какой сюжет, какая пронзительная боль во всём - и в персонажах, и в окружающем их мире.

      Удалить
    3. Какие схожие у нас мысли!!!
      А ты видела новый фильм у Лунгина "Дирижер"? Там музыка - оратория Баха "Страсти по Матфею" на протяжении всего фильма, просто божественна!

      Удалить
  3. Я очень давно уже не пересматривала фильмы Тарковского. Но "Зеркало" произвело на меня сильное впечатление. И я поняла это не тогда , когда смотрела его, а понимаю теперь, так как некоторые сцены стоят у меня так ярко перед глазами, будто я смотрела его вчера. Это как сны наяву, как осколки калейдоскопа. Или как в детстве делали "секрет", когда складываешь дорогие сердцу штучки, добавляешь совершенно не значимые мелочи-травинку, лепесток, накрываешь стеклышком и смотришь. А там сложилось вдруг в такую цельную фантастическую картину, дух захватывает! Вот у меня возникло похожее чувство.))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, вот какое удачное слово вы нашли - калейдоскоп! Я только сейчас поняла, что мне напоминал этот фильм. Тарковский его снимал о своем детстве, но какие то кусочки калейдоскопа совпали и с моим детством, и картинка сложилась.
      Вообще, заметила особенно сейчас, все что связано с детством вызывает особую ностальгию, как эти "секретики": и грустно, и приятно.

      Удалить